

ТРАЕКТОРИЯ ТАЛАНТА: ЭМИГРАЦИЯ
Вообще-то говоря, эмиграция – это перемещение в пространстве, а не траектория жизни. Можно сказать, что от перемены места жительства сумма достижений в жизни не изменяется и дело сводится к первым четырем траекториям.
Тем не менее, многие сильно заостряются на эмиграции, как на панацее, которая-де поможет реализовать себя в жизни. Порой это бывает оправдано, но только в случае, если талант умудряется не утонуть в море неизведанных мелочей, которые наваливаются на него с первого дня проживания на чужой земле.
Я решил аккумулировать опыт удачливых и незадачливых эмигрантов, чтобы помочь вам выплыть в этой, в общем-то, холодной и мутной воде эмиграции.
* * * * *
Люди поехали. У большого процента жителей Земли переезды стали образом жизни.
У одних это происходит поневоле (беженцы), у других – из-за характера работы (консультанты, музыканты, певцы, театральные и цирковые актеры), у третьих – это убегание от себя в зрительный ряд перед глазами (многолетние круизы на яхтах или больших кораблях-городах), у четвертых – это....
Сегодня бессмысленно убеждать в том, что человеку надо бы жить на одном месте. Неминуемо попадешь впросак – сейчас это совсем не модно. Придется подождать.
Тем не менее, имеет смысл поговорить о некоторой золотой середине, когда у человека есть место - дом или база, куда хочется и надо возвращаться, и уже от этой базы он шастает по миру, сшибая деньги, впечатления, информацию, невест и так далее.
Гуляние по миру никогда не было простым занятием (вспомните «Хождение за три моря» А.Никитина). Тем не менее, сейчас туристические агентства все проблемы гуляний тщательно спрятали в задний чулан. Мир с их подачи выглядит таким устроенным и легким, что гулянием по миру захотелось заняться многим.
Хочется образумить талантов не тратить слишком много сил на глагол «ехать». Потому что потом сил и здоровья может не хватить на главное дело жизни.
Приведу свои доводы на примере анализа гуляния по миру в эмиграцию.
Есть много анекдотов о том, почему не надо путать эмиграцию и туризм.
В эмиграцию собираются более основательно и причины обычно для этого бывают гораздо более веские. Тем не менее, редко кому удается так вжиться в будущую роль иммигранта, чтобы быть готовым к неизбежному течению событий.
Периодически всплывает в памяти случай.
В 1986 году – в эпоху восторженного братания - мы возили в США делегацию российских школьников-программистов. Юных хакеров встречали на ура (правда, в компьютерных фирмах их сопровождали лично на всякий случай даже в туалет и обратно).
Это было время влюбленности американцев в обновляющуюся Россию.
На четвертый день, во время очередной вечеринки-братания с местными школьниками, я заметил, что один из младших, Игорь (восьмиклассник), сидит один в темном углу с весьма угрюмым видом.
Когда я подошел к нему, то удивился, услышав, что он тихо, но чуть настойчивее, чем принято, напевает песню В.Высоцкого из военной серии.
Посидели-помолчали-поговорили ни о чем. Потом я спросил, не случилось ли чего. Мало ли - живот, смена времени, климата...
Он мне ответил, что не нравятся они ему. Улыбаются все время и так уже четвертый день. Не к добру все это.
Так происходило соприкосновение двух культур в этой ранимой душе.
Все эмигранты испытывают подобное на себе после переезда в новую страну. Не срабатывают базовые стереотипы поведения. Ждешь одного, а получаешь совсем другое.
Скопилась куча анекдотических историй на тему "Instant Russian Attitude" (Как реагируют русские). Мы давно уже собираем коллекцию юмористических ситуаций для сценария фильма «Национальные особенности эмиграции».
Если подытожить личный и общественный опыт, то можно обобщить, что, когда человек переезжает на постоянное жительство в другую страну, его восприятие окружающего мира ЗАКОНОМЕРНО проходит четыре фазы.
Первая фаза – это фаза эйфории и туристического восторга от новых пейзажей, чистых туалетов с туалетной бумагой, матерых океанских пляжей и так далее. В это время окружающие люди проскальзывают мимо вас. Они лишь часть пейзажа.
Затем постепенно возникает необходимость в общении с местными жителями и решении с ними всё новых бытовых, ремонтных и других вопросов.
Наконец, начинает пульсировать в затылке осознание, что вы здесь надолго и это, видимо, всерьез.
Начинается вторая фаза. Нарастает опыт культурной нестыковки, не работают самые банальные бытовые стереотипы.
Начинает реагировать на совершенно новый бактериальный фон организм.
Сильно хромает язык. Особенно тяжело тем, кто привык пользоваться богатым русским языком и точно формулировать оттенки своих мнений и эмоций. Сантехники, «ботавшие по фене» и в России, в этой ситуации начинают и выигрывают.
Вы начинаете понимать, что выглядите молчаливым придурком и равные вам по интеллекту здешние люди не смогут заметить этого равенства еще долго. Вспоминается М.Горький с его "На дне".
Вы начинаете западать и можете привыкнуть к этому состоянию "невесомости". Вы ощущаете, что вы – дух и под ногами нет земли.
Кому-то при этом хочется назад в страну советов и соболезнований. Кому-то хочется, хотя бы на время, прислониться пусть к чужому, но уверенному и сильному плечу. Такие плечи всегда маячат поблизости.
Кому-то просто хочется к чертовой матери.
Идут вразнос мечты, планы, люди, семьи. Появляются шакалы - российские и местные пустозвоны-любители половить рыбку в этом фейерверке взрывов душ.
Это и есть реальная плата за эмиграцию.
Приходит понимание ответа Никиты Михалкова на вопрос о том, что такое счастье: "Счастье – это когда просыпаешься и слышишь за окном русскую речь".
Как облегчить эту вторую фазу?
Практичный совет – идите к людям. Не в замкнутый круг сплетен среди русскоговорящих иммигрантов, а к местным людям. Откройте себя для общения и для новой, так необходимой для вас информации. Нет более хорошего и полезного лекарства.
Даже если вы знаете два-три слова на местном диалекте, этого уже достаточно, чтобы начать улыбаться и махать руками, объясняя им, что вы и кто вы. Им же бедным было скучно без вашего зоопарка.
Одно из самых тяжелых семейных испытаний – сидеть всем вместе в четырех стенах. Так у вас никогда не бывало прежде в России. Это же почти тюрьма.
Как говорил один из героев М.Жванецкого: "Я люблю быть на улице. Дома всегда проблемы, а вышел на улицу и… все хорошо".
Общение с местными жителями – это лучший путь к успеху.
Единственное, чего не советую делать долго, так это пытаться пробиться сразу именно по своей специальности. Если не получается, то надо расширять круг допустимых шагов в сторону. Если вы были, скажем, главный инженер-электрик, то почему бы не начать с электромонтажника или разматывателя кабелей. На такой простой физической работе заодно и язва, заработанная при переезде, подлечится.
Я не усмехаюсь, я улыбаюсь с вами. Потому что, в конце концов, через несколько лет, вам не удастся отвертеться от такой же должности главного, который добровольно валит себе на голову всю ответственность.
Местные начальники с удовольствием необычайным дадут вам эту возможность.
(Кстати, язвы бывают не из-за переездов, а из-за пилори бактерий и вылечиваются за одну неделю)
И наконец. Если после приезда вы категорически не хотите начинать общаться и считаете, что надо подучить язык или подтвердить специальность, то тогда сразу идите на платные курсы. Не ждите месяцами, чтобы попасть через огромную очередь на бесплатные курсы. Не мелочитесь.
Значительно лучше взять заем и сразу начать учиться в одном из вузов. Это оправдается существенно более быстрой адаптацией без потери темпа в начале пути.
Потом этот заем будет равен вашей двухнедельной зарплате.
Дальше начинается третья фаза. С нащупывания местных стереотипов, с первых беглых фраз. Дальше быстрее и интереснее. После первых успехов включается положительная обратная связь. Через два-три года вы вписываетесь в окружающее социальное пространство, а через четыре-шесть лет - и в профессию.
Это средние цифры. И не только по статистике, но и из разговоров с нашими эмигрантами в разных странах.
Последняя, четвертая фаза - это время, когда вы начинаете "ловить кайф" от книг и доверительных разговоров на местном языке. Вы осознаёте, как много вы теряли раньше, не зная этой культуры, этого стиля жизни, этих знакомых и друзей. Вы стали культурно богаче и увереннее в себе, чем были до первой фазы, то есть до приезда.
Не правда ли, очень скучное состояние, грозящее застоем?
Не бойтесь. Как говорится, покой вам будет только сниться. И даже умереть вам будет некогда.
Такие уж мы люди. Из России.
* * * * *
Главное, что я хотел бы, чтобы вы поняли, что ваши иммиграционные проблемы не уникальны. Вышеупомянутые четыре фазы проходят все.
Они должны быть. Если их нет, то они еще впереди. Это, как ветрянка, которой практически все болеют в детстве. И чем раньше, тем она легче.
Я надеюсь, что, если вы будете знать, что так бывает у всех, то вам будет легче превозмочь непростое начало новой жизни. От этого выздоравливают все. Но по-разному.